Найти

Найти

Выставки

«Архитектурная графика XVIII — начала XX в. из собрания Государственного архива Рязанской области»

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе. Чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения…

Н.В. Гоголь Об архитектуре нашего времени. 1831 г.

 

23 ноября 2011 года в Рязанском областном художественном музее им. И. П. Пожалостина открылась выставка «Архитектурная графика XVIII– начала XXв. из собрания Государственного архива Рязанской области». На выставке представлены 60 экспонатов – архивные чертежи, планы, письменные принадлежности рубежа XVIII– XIX столетий.

В конце XVIII века началось формирование нового – регулярного – облика русских городов. На смену живописной стихийности городских ландшафтов, унаследованных от средневековья, приходили новые градостроительные законы, основанные на принципах рационализма. Уже в начале XIXстолетия четкая сетка улиц, прямые и длинные магистрали, геометрически правильные очертания кварталов, обывательские дома, возведенные по образцовым проектам, становятся привычными для городской среды.

Провинциальная Россия обретала новый облик трудами губернских архитекторов. Не всегда громкими были их имена, но вклад их в историю отечественной культуры значим и весом. Среди тех, кто в разные годы работал в Рязани, Иван Сулакадзев, который, прослужил архитектором четверть века, и по свидетельству современников, «весь город перестроил и в уездах многое»; Никифор Милюнов, блеснувший ярким талантом на рязанском архитектурном небосклоне и после смерти забытый почти на 200 лет; Николай Шеин и Александр Биндеман, воплощавшие в камне мощь Империи после Отечественной войны 1812 года и в первые годы царствования Николая I; Николай Воронихин – талантливый мастер столичного масштаба и последний убежденный классицист из рязанских зодчих; Сергей Щёткин – помощник и соратник Воронихина, а позднее – самостоятельный мастер эпохи архитектурной эклектики, Иван Стопычев удивительно старательный и способный, он не менее полувека проектировал и обывательские дома «в три окошка» и монументальные постройки, будучи помощником губернского, а затем рязанским городским архитектором. Иван Цеханский, обогативший город постройками в русском национальном духе, модном на рубеже XIX-XX столетий, Антон Кандинов, с чьим именем связаны ноты модерна, робко прозвучавшие в рязанской архитектуре первых лет XX века. Это далеко не полный перечень имен мастеров, работавших в Рязани и губернии в конце XVIII – начале XX в. Их графические работы можно увидеть на выставке.

Все представленные произведения архитектурной графики хранятся в фондах ГАРО. Одна из самых интересных частей документального собрания ГАРО впервые представлена широкой публике.

Архитектурные проекты, чертежи, зарисовки – документальные свидетели прошлого, различные по замыслу и масштабу, яркости или непритязательности, пережившие и своих авторов, и их творения, потрепанные временем, или, напротив, почти нетронутые им, ненадолго покинули полумрак архивохранилищ, чтобы приоткрыть любопытному и внимательному зрителю занавес времени.

24 декабря 2011 года выставка закончила свою работу. Итоги превзошли все ожидания: за месяц ее посмотрели более 1600 человек.

Государственный архив Рязанской области благодарит Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина за возможность проведения выставки из фондов архива.


Фотоархив